В 1861 году в Риме было совершено приобретение знаменитой коллекции Кампана, вызвавшее огромный резонанс в Европе.

Маркиз Джованни-Пьетро Кампана, происходивший из старинного римского рода, наследовал от предков не только большое состояние, но и страстную любовь к искусству. Получив вслед за дедом и отцом должность инспектора Римской ссудной кассы (Монте ди Пьета), принадлежавшей Ватикану, он был назначен ее директором в 1833 году.

Знаток античного искусства, меценат, коллекционер и археолог, проводивший раскопки в разных областях Италии, Кампана создал коллекцию, с которой не могло сравниться ни одно частное собрание в Европе. Она включала в себя более 9000 предметов, в том числе вазы, бронзы, ювелирные изделия, терракоты, стекло, греческую и римскую живопись, скульптуру, живопись XIV-XVII веков.

Музей, основанный маркизом, формально принадлежал Монте ди Пьета, но располагался на вилле Кампана в Риме, в специально построенном павильоне «Казино», а также в других хранилищах, находившихся в разных частях города. Он пользовался огромным успехом у публики и знатоков.

Однако страсть к коллекционированию погубила собирателя. Воспользовавшись введенным им же разрешением выдачи денег под залог произведений искусства, он брал деньги, закладывая предметы из своего собрания, и делал новые приобретения. 28 ноября 1857 года Кампана был арестован по обвинению в присвоении 983 959 скуди. В 1861 году после шумного судебного процесса, он был приговорен к 20 годам заключения. Конфискованная коллекция предназначалась к продаже.

После приобретения англичанами скульптур и майолики для будущего Музея Виктории и Альберта, папское правительство дало русскому представителю, «заведующему Археологической комиссией в Риме по приисканию древностей» Степану Александровичу Гедеонову право отбора произведений. В европейской прессе поднялся шум: против разделения собрания выступили Александр Дюма, Проспер Мериме, Эжен Делакруа, сам Кампана, помилованный папой (заключение было заменено изгнанием). Наполеон III заявил о желании приобрести его целиком, однако, Гедеонов успел, как писали журналисты, «снять сливки с коллекции». Оставшаяся часть, в том числе 450 картин итальянских мастеров XV-XVI веков, была куплена Францией.

Благодаря стараниям С.А.Гедеонова, Императорский Эрмитаж приобрел «792 вещи», а именно 565 ваз, 139 бронз, 1 ювелирное изделие, 77 мраморов и 9 картин. В июле 1861 года из Италии в Кронштадт прибыли корабли с художественными сокровищами. Вскоре груз был доставлен по Неве в Зимний дворец. Здесь в Иорданской галерее и соседних залах ящики были раскрыты для осмотра их императором Александром II. В течение двух лет Гедеонов работал над установкой статуй и ваз в Новом Эрмитаже, а в 1863 году он стал первым директором музея. Огромная статуя Юпитера дала название залу музея, в котором ее поместили. Античные скульптурные портреты, статуи девяти муз, рельеф с изображением гибели Ниобид, статуя Афины, римские саркофаги заняли место в новой экспозиции Эрмитажа.

Этрусские памятники, среди которых великолепные произведения бронзовой пластики – крышка погребальной урны в виде возлежащего юноши, голова льва и фигурка крылатого бога солнца, а также сосуды из черной глины «буккеро», италийская керамика и бронзы, в том числе знаменитая «Царица ваз» и апулийские кратеры, составили экспозицию Двадцатиколонного зала, существующую и ныне.

Собрание Эрмитажа пополнилось прекрасными аттическими вазами с чернофигурной и краснофигурной росписью. Амфора «Борьба Геракла с немейским львом» и псиктер с изображением пирующих гетер стали украшением коллекции.

Вместе с древностями были куплены выполненные учениками Рафаэля фрески на темы из «Метаформоз» Овидия, украшавшие виллу на Палатинском холме в Риме.