В 2001 году в собрание Эрмитажа вошли коллекции бывшего музея Ломоносовского фарфорового завода, включающие свыше 30 000 предметов фарфора, стекла, рисунков, фотографий и редких изданий. Это собрание имеет особую историческую и художественную ценность, так как принадлежало старейшему в России фарфоровому заводу (Императорский, Государственный, Ленинградский, Ломоносовский) и связано с историей создания и развития российского фарфора.

Невская порцелиновая мануфактура (с 1765 года Императорский фарфоровый завод) была учреждена в 1744 году по воле императрицы Елизаветы Петровны. Здесь работал Дмитрий Иванович Виноградов, которому принадлежит слава создателя отечественного фарфора. Он освоил сложнейшую технологию получения фарфора и наладил его производство из российских материалов. Завод был придворным предприятием и служил «ко славе Российской», исполняя по заказам семьи Романовых всевозможные предметы самого высокого художественного уровня и назначения.

Собрание фарфора, «которое бы показывало вкус и постепенное усовершенствование заводских изделий», основанное к столетнему юбилею предприятия в 1844 году, было призвано служить создателям фарфора в их профессиональном росте и творческом развитии. Для формирования музейной коллекции из Зимнего дворца поступили редкостные предметы, сделанные в XVIII веке. Музей постепенно пополнялся фарфором собственного производства. В коллекцию поступали экспонаты, принимавшие участие в международных выставках, эскизы для фарфора и редкие издания по декоративно-прикладному искусству. Кабинетом Императорского двора ежегодно выделялись средства для покупки образцов лучших зарубежных мануфактур. После объединения в 1890 году Императорских фарфорового и стеклянного заводов для музея приобретались коллекционные произведения из стекла известнейших европейских фирм.

В советский период, когда завод был государственным, коллекции музея регулярно пополнялись фарфоровыми образцами для копирования и уникальными предметами, выполненными для выставок. Особенную ценность представляет фарфор раннего периода, созданный в стиле разных художественных направлений. Он вошел в авангард советского агитационного искусства и принес заводу международную славу. На фарфоре изображались революционные лозунги и эмблемы новой власти, образы революционного Петрограда, его быт и герои.

Предметы, созданные в 1930-1950-е годы, во время господства социалистического реализма, показывают этапы жизнь советской страны: индустриализацию и коллективизацию, освоение Севера, дружбу народов, воспитание подрастающего поколения. Образцы массового производства и коллекционные авторские вещи 1960-1980-х годов, фарфор 1990-х лет социальных потрясений, художественные образы в формах современных художников отражают веяния своего времени.

Социальные перемены в России привели к приватизации завода в 1993 году. Его владельцами стали инвесторы США. Немало усилий было приложено деятелями культуры, чтобы не потерять музейное собрание. 1 июля 1999 года коллекции были включены в состав Государственной части Музейного фонда Российской федерации. Для сохранения исторически сложившегося комплекса «музей-завод» Государственный Эрмитаж организовал отдел для хранения и изучения коллекций на территории завода. Как и прежде, накопленный художественный потенциал остался доступен производству. Это совпало с переходом завода во владение российских предпринимателей, вернувших предприятию историческое название «Императорский фарфоровый завод».

Совместными усилиями Эрмитажа и завода в 2003 году была открыта экспозиция произведений, созданных до 1917 года. Это залы «Кабинет образцов» и «Императорский». Здесь размещены образцы знаменитых парадных сервизов, фарфоровая скульптура и предметы декоративного убранства собственного производства и зарубежных мануфактур.

Предметы экспозиции третьего зала, открытого в 2011 году, отразили основные этапы производства фарфора, развивающегося в русле советского и постсоветского искусства.

Присоединение бывшего заводского музея повлекло начало особого взаимодействия Эрмитажа и творческого коллектива действующего производства. Это плодотворное сотрудничество имеет несколько направлений: восстановление по музейным образцам моделей ваз и скульптуры, копирование росписей, осуществление совместных проектов временных выставок, представляющих фарфор в разных аспектах, стимулируя его дальнейшее развитие.