14 февраля 2013 года в Государственном Эрмитаже открылась обновленная постоянная экспозиция «Культура и искусство Центральной Азии». Около тысячи экспонатов, размещенных в залах третьего этажа Зимнего дворца, вводят зрителя в мир культуры разноязычных народов, населявших с древности и до эпохи средневековья территории Восточного Туркестана (Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР), западной окраины современного Китая, Тибета (Тибетский автономный район КНР), Монголии.

Регион пустынь, полупустынь и каменистых плато между горными хребтами  Тянь-шань, Памир и Кунь-лунь в древности играл особую роль в обеспечении торговых и культурных контактов сопредельных народов. Здесь проходили дороги Великого Шелкового пути, по которым шли и торговые караваны, и проповедники разных религий, самой значимой из которых был Буддизм. Здесь возникали и исчезали государства, города и монастыри. Пришедшие в запустение и забытые центры древних цивилизаций были открыты русскими и европейскими исследователями конца XIX –начала XX вв.

Материалы, происходящие из раскопок российских экспедиций, составляют значительную часть  представленных на экспозиции экспонатов.

Среди них произведения буддийского китайского искусства, привезенные Сергеем Федоровичем Ольденбургом в 1915 г. из пещерных храмов Могао, расположенных недалеко от китайского города Дуньхуан. Этот храмовый комплекс, основанный в IV в., являлся крупным религиозным и культурным центром. В состав коллекции (одной из четырех мировых коллекций памятников из Дуньхуана) входят фрагменты стенной росписи, скульптуры, иконы, образцы шелковых тканей.

На экспозиции представлены памятники тангутского искусства из Хара-Хото, одного из центров тангутского государства Западное Ся, существовавшего у северо-западных границ Китая с 982 по 1227 год. В это всемирно известное собрание входят произведения буддийской живописи и скульптуры,  обнаруженные экспедицией Петра Кузьмича Козлова в 1908-1909 гг.

В Эрмитаже хранится большая часть находок, происходящих из курганов Ноин-Улы и представляющих собой самый известный археологический комплекс кочевой культуры азиатских гуннов (сюнну), народа, обитавшего в степях северной Монголии с конца III в. до. н.э.

Культура Монголии представлена также археологическими памятниками из Каракорума, древней столицы Монгольского государства (1221-1260 гг.).

Произведения  буддийской бронзовой пластики, живопись (тибетск. тангка) и ритуальные предметы составляют коллекцию тибетского искусства, развивавшегося в традиции тибето-монгольской формы буддизма – Махаяна.

Отдельную галерею занимают стенные росписи, скульптура и археологические материалы, происходящие из раскопок пещерных буддийских храмов Хотана, Кучарского, Карашарского  и Турфанского оазисов открытых на рубеже XIX – начала XX вв. в оазисах на Великом Шелковом пути.