19 сентября 2014 года в лекционно-выставочном комплексе Реставрационно-хранительского центра «Старая деревня» открылась масштабная выставка «Новые поступления. 1997 – 2014».

Выставка, приуроченная к 250–летию Государственного Эрмитажа, представляет наиболее интересные предметы, поступившие в музейное собрание с 1997 года – всего около 400 выдающихся образцов изобразительного и декоративного искусства, а также памятников археологии, нумизматики, книг и документов.  

Во второй половине 1990-х годов Эрмитаж вступил в новую эпоху. В 1996 году Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин выделил значительную сумму из своего резервного фонда на пополнение коллекций и предписал правительству Российской Федерации при формировании бюджета, начиная с 1997 года, выделять отдельной строкой расходы на содержание Эрмитажа. Особый статус, закрепленный за главным музеем страны, покровительство президента, интенсивные международные контакты, оживленная выставочная деятельность и приток иностранных туристов предоставили Эрмитажу новые средства и возможности для пополнения его собраний. На грант Президента Эрмитаж приобрел первоклассные произведения западноевропейского, восточного и русского изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Эти приобретения стали некоей новой точкой отсчета в истории пополнения коллекций Эрмитажа и по праву занимают одно из ведущих мест на выставке. Среди них – картина «Улица Кюстин на Монмартре» (1909-1910) Мориса Утрилло и серебряный золоченый кубок конца XVII века работы аугсбургского мастера Карла Шуха, который Петр Великий преподнес нерчинскому воеводе.

К началу нового тысячелетия активная деятельность музея расширилась настолько, что в сентябре 2000 года в музее был учрежден Сектор новых поступлений, задачей которого является обеспечение плодотворной работы Экспертной фондово-закупочной комиссии (ЭФЗК).

Работа ЭФЗК в первую очередь направлена на систематическое пополнение исторически сложившихся фондов музея. Однако в последние десятилетия в собирательской деятельности Эрмитажа обозначились некоторые новые направления, что отразилось как на дальнейшем формировании коллекций старейших отделов Эрмитажа, так и на создании новых. Так, комплектование коллекции haut couture началось с приобретения шпалеры «Блеск огня», исполненной в 1950-х годах по картону Жана Люрса, выдающегося французского художника. Коллекции произведений прикладного искусства расширяются за счет приобретений художественного стекла второй половины XX – начала нынешнего века, особенно отечественной школы. Основной источник поступлений современного ювелирного и оружейного искусства – дары авторов и спонсоров. Так, в 2011 году меценат М.А. Арцинович преподнес Эрмитажу шестнадцать произведений российских и зарубежных ювелиров, одно из которых – шкатулку из горного хрусталя «Лето» (1999) петербургского камнереза Геннадия Пылина - можно увидеть на выставке.

Произведениями современного и актуального искусства пополняется собрание нового фондового подразделения Государственного Эрмитажа — Отдела современного искусства. Традиционно в коллекцию Эрмитажа попадают произведения известных современных зарубежных авторов, чьи монографические выставки проходят в стенах музея. В 2012 году в Эрмитаже с успехом прошла выставка «Сантьяго Калатрава. В поисках движения»; по её завершении автор передал в дар музею несколько рисунков и два макета - Собора Святого Иоанна Богослова и Терминала Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Один из макетов будет представлен на выставке.

За 1997–2014 годы в фонды музея поступило более чем 90.000 единиц хранения. Наряду с покупками, предпринятыми за счет собственных средств, Эрмитаж пополняет свои фонды благодаря поддержке отечественных и зарубежных спонсоров, а также за счет многочисленных даров, преподносимых ему российскими и иностранными гражданами и организациями.

Куратор выставки: Виктор Михайлович Файбисович, заведующий Сектором новых поступлений Государственного Эрмитажа, кандидат культурологических наук. К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2014), предваряемый вступлением Генерального директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского, автор обзорной статьи для каталога – Виктор Михайлович Файбисович.